+7-903-751-95-95 el.shevch@myhappykid.ru

А нужно ли наказывать ребенка?

Здравствуйте, дорогие родители!

 

Давайте с вами поразмышляем  о наказании.

А стоит ли вообще наказывать ребенка? Какой результат это дает? И можно ли обойтись совсем без наказаний? А если все-таки наказывать, то как правильно? Думаю, что эти вопросы не раз и не два задавал себе каждый родитель. Истина, как это обычно, бывает, находится не с краю, а посередине.

Описание картинки

Уверена,  большинство из нас знают, что истинное воспитание основывается  на доверии и любви. Так как же совместить с этим наказания?

Итак, читайте:

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ

  1. Если Вы не уверены, сомневаетесь – не наказывайте!  Ваше сомнение ребенок обязательно почувствует, и наказание будет бесполезным. И давайте не забывать о том, что ребенку трудно сохранять ориентиры, если родитель сам не уверен, правильно ли он поступает. Психологами давно установлена прямая связь между эмоциональным здоровьем ребенка и уверенностью родителей в своей воспитательной концепции.
  2. Из этого вытекает еще одно правило наказания – последовательность. Должны быть четко определены житейские правила и нормы, которые нельзя нарушать. Эти правила должны соблюдаться всегда и быть едины для всех! В том числе и для нас – взрослых. Воспринимайте наказания как то, что вы обрисовывайте ребенку границы допустимого.  Если их не нарисуете Вы, их нарисует жизнь. Но гораздо позже и гораздо больнее. Ребенок нуждается в вашей защите не только от угроз внешнего мира, но и мира внутреннего.  В силу возраста, он часто не может сам регулировать свои эмоциональные реакции, а значит и поведение. Например, свои агрессивные порывы.
  3. Наказание должно быть за один раз только одно, даже если проступком ребенок совершил несколько. Наказание – это последнее средство, когда испытаны уже все остальные — напоминание, предупреждение  и т.д. Как бы ни провинился ребенок, не лишайте его  любви и общения с Вами. А также не лишайте похвалы и наград. Например, недопустимо отнимать подарки, подаренные ранее.
  4. Наказывать нужно сразу после совершенного проступка. Запоздалые наказания возвращают ребенка в прежнее, не самое лучшее состояние, в котором он совершил проступок. И ему труднее будет стать другим! Дети могут быть такими разными (впрочем, также как и взрослые). Гораздо эффективнее замечать вовремя хорошее и хвалить, чем указывать на каждый допущенный проступок. Например, если мы говорим ребенку о том, какой он ответственный, скорее всего он начнет становиться таким. Во всяком случае, будет стараться. А вот обвинения в безответственности такого старания вряд ли прибавят. Скорее, вызовут внутренний протест. Поэтому, хвалите иногда ребенка авансом. Это хитрость, которая на пользу и ребенку и Вашим отношениям с ним.
  5. Очень важно после того как наказание свершилось,  сразу идти дальше. Некоторые родители предпочитают в воспитательных целях подольше оставаться холодными и неприступными. Это большая ошибка. Мы наказываем ребенка за конкретный проступок, но его самого мы от этого любить не перестаем. Так давайте этого не скрывать! Нужно перевернуть страницу и жить в мире и любви дальше, не вспоминая о старых прегрешениях.  Иначе, мы просто мешаем ребенку начать жить по-другому, исправиться, стать лучше. Своими обвинениями и напоминаниями мы возвращаем его в старый образ.
  6.  Наказываем с уважением. О чем здесь идет речь? О том, что эффективное наказание несовместимо с унижением. «Ну ка, давай в угол, щенок!» —  подобные высказывания просто недопустимы.
  7. Наказание должно быть  справедливым, соразмерным проступку. Иначе оно не подействует. Ребенок почувствует, что вы не справедливы, мир несправедлив. Он может замкнуться в себе или делать гадости назло. Дети, совершившие проступок и понимающие это, испытывают даже облегчение, когда их справедливо наказывают. Они чувствуют, что мир последовательный и  определенный. Значит,  в нем не опасно, если соблюдать принятые всеми правила и не переступать установленные границы. Я до сих пор помню, как мы с  сестрой убежали с детской площадки в гости к подруге (потому что начался дождь).  И так заигрались, что забыли предупредить родителей. Когда опомнились, был уже вечер. Помню, как тяжело было на душе, как быстрее побежали домой, и увидели во дворе нашего дома заплаканную маму и взволнованного папу. Было очень стыдно и жалко родителей. Я помню чувство облегчения, когда нас наказали (поставили в угол),  и даже какую-то радость. Было чувство, что мир понятен, предсказуем  и не враждебен.  Некоторые дети специально провоцируют родителей на сильный гнев, на несправедливое наказание. Когда мы переходим границу адекватности наказания, ребенок получает ощущение своей правоты.
  8. Иногда уступите наказание  жизни. Почему? Частые наказания могут привести к тому, что у ребенка слабо формируется чувство ответственности. То есть, ребенок ошибся – повинился — наказали, и все отлично!  Ребенок ощущает, что прощен. Что «отмолил грехи», отработал их наказанием. И конечно, от этого испытывает облегчение. Чувство вины – одно из самых тяжело переносимых чувств. Поэтому, когда проступок ребенка грозит конкретными, но не слишком тяжкими негативными последствиями, важно дать ему ощутить их в полной мере. Это и будет реальное наказание жизнью. Обратная связь от мира. Например, ребенок вместо того, чтобы собираться в школу, сидит за компьютером. Вы не ругаете его, не наказываете и не везете на всей скорости в школу (чтобы не опоздал). Пусть ребенок опоздает и ощутит на себе все негативные последствия этого.  Но такой подход допустим для уже подросшего ребенка. У ребенка дошкольного возраста просто  еще не сформирована до конца воля и жизненный опыт слишком мал, чтобы заранее предвидеть последствия своих поступков. Ну и, конечно, нужно учитывать, что в некоторых ситуациях учиться на своих ошибках для ребенка может быть просто опасно.
  9. Наказывая, выражая неодобрение, не ставь те диагноз, не критикуйте всего ребенка. Например: «Какой же безалаберный! Растяпа!” Критикуйте конкретные действия ребенка. Например:  «Ты сегодня разлил краски и не убрал за собой».  Или, не «ты жестокий», а «ты поступил сегодня жестоко». Давайте  никогда не забывать о том, что мы не врачи, чтобы ставить диагноз и не судьи, чтобы оглашать приговор. Мы любящие родители, помощники ребенка на пути становления хорошим человеком. Поэтому, вполне можно приписать ребенку намерения лучшие, чем у него были. Например: «Ты же не специально, ты же сам хочешь, чтобы этого больше не повторялось».
  10. Не наказывайте трудом. Трудовая повинность приводит к формированию негативного отношения к любой работе, труду вообще. Наказание деланием уроков, чтением не приведет к тем результатам, которых все мы — родители хотим добиться. Самые эффективные наказания – это наказания направленные на ликвидацию последствий проступка.   Согласитесь, что это даже и наказанием то назвать сложно.  В результате, у ребенка формируется чувство ответственности и более активная жизненная позиция.
  11. Давайте помнить еще и о том, что дети могут провоцировать нас на раздражение, злость и наказания от того, что им кажется,  что мы равнодушны. Для ребенка лучше ненависть,  чем равнодушие. «Мама равнодушна ко мне, значит меня нет!» — так сказала одна 5-ти летняя девочка, дочка моей клиентки. Самое главное, что жизненно необходимо чувствовать каждому ребенку – это то, что его любят, он нужен,  вам с ним хорошо. И жить хорошо! Поэтому, самое золотое правило: каждый день начинайте и заканчивайте миром!
Елена Шевченко
Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту el.shevch@myhappykid.ru или в скайп: El.Shev.

9 комментариев

  1. Здравствуйте! Прочла «Правила наказания» и считаю, что они очень справедливые и ценные для родителей. Взрослые часто преувеличивают свои полномочия по отношению к своим детям, используя силу. Но метод «кнута и пряника» совершенно устарел. А тем более в наш, полный информации век насилие недопустимо, особенно в отношениях с детьми.
    С уважением. Л.К.

    Ответить
  2. Совершенно согласна со всеми пунктами!!!! Потом так трудно расхлебывать результаты ошибок родителей… И бывает даже поздно, слишком поздно… Читайте, читайте как можно больше на темы воспитания!! Просвещайтесь, родители!!! На земле так много всего, всех дел все равно не переделаешь, но Ваш ребенок — он такой единственный, уникальный!!
    Спасибо за советы!

    Ответить
  3. Здравствуйте, Елена! А если ситуация подходит под ваше следующее описание:

    — » Некоторые дети специально провоцируют родителей на сильный гнев, на несправедливое наказание. Когда мы переходим границу адекватности наказания, ребенок получает ощущение своей правоты.»

    Иногда действительно создаётся впечатление,что ребёнок испытывает и ждёт. Ни объяснения, разговоры, предупреждения, ничего не даёт такого действия и реакции, как повышение тона, а попросту- крик. Уребёнка такая реакция, как-будто именно этого он и ждал, и сразу успокаивается, и выполняет просьбу…И как быть? Честно говоря, перспектива пугающая, и для ребёнка, и для самой себя.

    Ответить
    • Здравствуйте, Ольга
      Да, дети действительно, зачастую, нас испытывают.
      Они часто делают это, когда проверяют насколько незыблемы и тверды наши запреты.
      Иногда, чтобы получить ощущение своей правоты (при неадекватном наказании).
      Иногда, чтобы ощутить себя сильными и управляющими ситуацией. Ведь крик родителей – это проявление их слабости. А что самое главное, крик — это проявление родительского неравнодушия. А для детей лучше негативное внимание, чем нехватка внимания.
      Поэтому дети могут провоцировать на крик, в случаях, если ощущают неискренность родителей. Например, ребенок видит, что мама недовольна его действиями, но никак этого не выражает, говорит, что все в порядке. И ребенок делает что-то такое, что вызывает Ваши искреннюю реакцию (повышение голоса).
      С этим надо разбираться. Думаю, Вам полезно будет научиться своевременно и конструктивно выражать свои чувства ребенку, в том числе негативные.
      Много обо всем этом мы говорим на тренинге «Капризы? Непослушание? Истерики? Лучшие способы договориться с ребенком»: http://myhappykid.ru/kni/

      Всего Вам доброго,
      Елена Шевченко

      Ответить
  4. МОЕМУ СЫНУ 5 ЛЕТ ОН ПОСТОЯННО ПОЧТИ С РОЖДЕНИЯ ТРОГАЕТ ПИСЮН А НЕДАВНО Я ЗАМЕТИЛА ЧТО ОН ПРОСИТ СВОЮ ДВОЮРНУЮ СЕСТРЕНКУ ПОКАЗАТЬ ПИСЮ ЭТО УЖЕ ВТОРОЙ РАЗ ПОМОГИТЕ КАК МНЕ БЫТЬ

    Ответить
    • Елена, здравствуйте! С Вашим сыном все в порядке. Подумайте над атмосферой в доме, над вашими с ним отношениями. Всем детям свойственен этот интерес к своему телу и половым органам. Но если это происходит очень часто, то это сигнал того, что ребенок испытывает повышенное напряжение и тревогу. Ребенку 5 лет, его интерес к тому как устроено тело девочки — это абсолютная норма. Особенно, в том случае, если мама и папа своевременно и правильно не удовлетворяют интерес ребенка к этой тебе. У нас скоро выйдет обучающее видео о том, как говорить с ребенком на эту тему. Вам придет письмо об этом. Сейчас могу сказать, что точно неправильно реагировать критикой, руганью и осуждением.

      Всего Вам доброго, Елена Шевченко

      Ответить
  5. СПАСИБО,ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ.ПУНКТ 8 ИНОГДА УСТУПИТЕ НАКАЗАНИЕ ЖИЗНИ.ВОТ НАШ СЛУЧАЙ КАК РАЗ С КОМПЬЮТЕРОМ.СЫНУ 14 ЛЕТ ОН СИДИТ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ПЕРЕД ШКОЛОЙ,А СЕСТРЕ ГОВОРИТ ПОДОЖДИ ПОЙДЕМ ВМЕСТЕ.ПОТОМ ОН ВИДИТ ПО ВРЕМЕНИ ЧТО ОПАЗДЫВАЕТ.молниеносно срывается с места и одевается,при этом закрыть дверь надо младшей сестре.ОН УБЕЖАЛ,А ОНА ЗАДЕРЖАЛАСЬ ЗАКРЫВАЯ ДВЕРЬ И ОПОЗДАЛА НА АВТОБУС. СКОЛЬКО РАЗ Я ГОВОРИЛА,ОБЪЯСНЯЛА И РАЗЪЯСНЯЛА СИТУАЦИЮ.ВСЕ КАК С ГУСЯ ВОДА.НАЧАЛА ЗАБИРАТЬ ШНУР ОТ КОМПЬЮТЕРА-НАЧАЛИСЬ НОВЫЕ ПРОБЛЕММЫ. ПОДСКАЖИТЕ КАК БЫТЬ,СПАСИБО.

    Ответить
  6. Добрый день…тема наказания весьма болезненна…было наказанием в угол (без унижения)успокойся поговорим,сидение на стуле (сработало только несколько раз- играет сидя ) отлучение от мультиков, и традиционно по попе.Результаты волнами. Побывав у психолога отказалась от угла и прочего старалась уговорами договорами ( мы семья мне 29 лет ,мужу 40, свекрови 62 года девочке Кате 4 года живем в 2- комн. квартире все вместе) Свекровь много с ней разговаривает а при пакостях у нее разговор короткий -вон! Мне же буквально на шею лезет . Только присяду или наклонюсь с кровати или как может прыгает на меня и смеется.Говорю,можем упасть и падали вместе снова смеется или с извинением, повторяет через короткий период . Начались капризы крики и падание в пол(может еще она свою подругу пародирует?!…) Порой не возможно уложить спать все легли спать а если пустить на самотек уснуть может в 23-24 часа ночи. Пришлось вернуть наказание .Дали по попе — переключили и ребенок спит. Считаю до трех, предупреждаю , объясняю, стараюсь договориться…Неужели договоры не влияют? Стоит вопрос — она так ведет со мной из-за или вопреки? Вроде со слов свекрови мама это святое , мама делает или готовит хорошо а как вместе .переключить бывает сложно . Гуляем ,ходим в театр ,на разные детские программы в лагерь ее с собой на месяц возила,стараемся быть активными.Ходили вместе на тренировки сначала интерес был просится на тренировки и там пакостит и не слушается ,играет где может и перед сном в том числе в догони меня…Даже подруги говорят что она так ведт себя только со мной….что исправить ? Как работать над собой? Стараюсь развивать и делать акцент на отношения ,когда подруга со своим ребенком делает акцент на уход за ребенком . Ограничений не очень много — гуляй бегай пачкайся мама постирает….когда подруга малую свою долбала за каждое спотыкание…

    Ответить
  7. Здравствуйте, Елена! Спасибо за советы, очень позновательные. Хотела спросить, как то мой сын игрался с племянником и не поделились игрушкой, мой сын укусил его. Я его наказала тем что не получит планшет на 10 дней, но не кричала, не ругала. Как быть в такой ситуации? Когда я играю с сыном, я его кусаю(слегка) его это веселит. Может мне не нужно кусать.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest

Shares
Share This