Конечно, как и любая мама, Вы хотите, чтобы Ваш ребенок развивался по максимуму.
Есть спрос, значит, есть предложение. Магазины для детей переполнены так называемыми развивающими игрушками и обучающими материалами. В интернете много сайтов на тему развития детей, убеждающих мам в необходимости раннего развития и предлагающих конкретные методики.
Так давайте разберемся, так ли они необходимы. Как влияют, развивают и какую роль, значение играют в жизни детей любого возраста. Как правильно выбрать игрушку для ребенка. Не опасны ли они.
Для начала попробуем опереться на конкретные факты, давно доказанные наукой:
1. Игра имеет непосредственное отношение к формированию личности ребенка. Именно в хорошей игре формируется у детей воля, ответственность и творческое воображение.
Для малышей примерно до 4-х лет в игре важно обладание ПРЕДМЕТОМ и ДЕЙСТВИЯ с ним. Потом, для ребенка становится важным игровой сюжет, игровые отношения и роли. В этот период дети любят играть в ролевые игры. Например, разыгрывать сюжеты продажи в магазине, приема у врача, игры на сцене и т.д. Вспоминаю, как в детстве мы с подругами разыгрывали сюжет работы в библиотеке. До сих пор помню, как поглощена я была игрой, какое это было счастье – ИГРАТЬ. Как просыпалось воображение, будоражили мечты, и закипала энергия! Дети надевают на себя разные образы и, действуя «понарошку», живут в игре полноценно и серьезно! Так они начинают осознавать свое «Я».
2.Сначала формируются мотивы и смыслы деятельности, а уже потом техническая сторона дела. То есть сначала «что» и «зачем», а потом уже «как». Это важнейший психологический закон развития ребенка.
3.Ребенок – не сумма отдельных навыков. Он развивается не через овладение отдельными умениями (различать цвета, читать, писать, считать и т.д.). Развитие – это всегда появление нового КАЧЕСТВА. То есть, формирование нового отношения к миру, к окружающим людям, новых желаний, интересов и мотивов. Когда ребенок САМ что-то создает и к чему то стремится.
Современные исследования показали, что дети которых обучают с раннего возраста, повзрослев, оказываются неуверенными в себе, напряженным и менее творческими.
Обучая ребенка читать раньше времени, мы наверняка получим результат – читающего ребенка. И мы получим удивление и восхищение окружающих и потешим свое тщеславие. Но…Такое чтение для ребенка – просто механический навык, который никак не связан с любовью к книге и желанием читать. Как вы думаете, повзрослев, станет ли этот ребенок с удовольствием читать книги?
Давайте, напоследок, поговорим о конкретном – об игрушках.
1. Головоломки, паззлы и логические задачи не являются развивающими для дошкольника.
Для него важнее не интеллектуальное развитие, а эмоциональное благополучие и развитие социального чувства.
2. Современные электронные, интерактивные игрушки (куклы и меховые игрушки с кнопками, выполняющие разные действия) НЕ ЯВЛЯЮТСЯ РАЗВИВАЮЩИМИ. Потому что действия с ними однообразны и заранее запрограммированы. Воображение ребенка спит, у него не возникает потребности что-то представлять и додумывать. И поэтому такие игрушки очень быстро надоедают детям, и они просят новое.
3. Всякие игрушечные бытовые приборы (весы, парикмахерское оборудование, утюги, стиральные машины и т.д.) далеко не лучшие средства обучения. Чем более детализированным является практическое действие, тем меньше внимания уделяется ролевым отношениям и сюжету. Внешние свойства игрушки не должны перетягивать на себя все внимание ребенка. Должно оставаться место для фантазии!
Я помню, когда дочке было 2, 5 года, мы поехали на несколько дней в гости. У нас не было возможности взять с собой много игрушек. И я заметила, что дочка гораздо увлечённее и дольше играет с шишками, листьями и желудями, чем с дорогими игрушками.
Дорогие мамы, я очень хотела бы, чтобы эта статья помогла вашим детям развиваться активно и с УДОВОЛЬСТВИЕМ!
Так все-таки какие же игрушки являются действительно развивающими и есть ли такие??
Екатерина, здравствуйте!
Спасибо за хороший вопрос.
Развивающей может быть любая, самая простая игрушка, да и просто любая вещь. Основные признаки — это возможность фантазировать и что-то придумывать в игре с ней. Даже обычный плед может стать крышей домика, скатертью-самобранкой и т.д. Ребенку интересна вся жизнь. Интересно то, что мы (взрослые) давно не замечаем. Поэтому вывод: не имеет смысла покупать специальные развивающие игрушки. Важен сам подход к игре. Например, Вы моете посуду, ребенок спрашивает: «Что ты делаешь?» Важно сказать как есть, серьезно: «Я мою тарелку, вот папина, это твоя. Видишь, этой губкой все легко отмывается». Такие мелочи интересны ребенку.
Потом, он это сможет сам повторить со своей посудкой. Выделяйте ему свою губку, тряпочку, чтобы он учился помогать Вам по дому.
Какие игрушки всегда нужны ребенку: куклы, мягкие игрушки, конструкторы, кубики, машинки. То есть, простые. Конкретнее можно сказать, ориентируясь на возраст ребенка.
Например, гораздо лучше купить кукольную расческу, чтобы девочка причесывала куклу. А не набор, который сейчас продается в магазинах: большая кукольная голова, внутри которой лежат парикмахерские принадлежности. Это же жуть какая-то! Правда?
Совершенно несогласна с утверждением автора относительно последствий раннего самостоятельного чтения у малыша. Мой сын (сейчас ему 33 года) говорить стал с 2лет и 1 месяца+ а читать я научила его в 2 года с половиной. В школе перескакивал через классы, учился в двух институтах одновременно ( с разницей в 3 курса ). Сейчас очень успешный менеджер и предприниматель. И это параллельно с многочисленными и серьёзными увлечениями помимо работы ( работ у него две). И по сию пору чтение и постоянное обучение — любимые занятия. И я уверена, что раннее ( правильное) развитие и интерес к учёбе и чтению — залог гармоничного развития — интеллектуального, эмоционального и физического. Внуки мои читать книжки будут ещё раньше.
Наталья, я очень рада за Вас и Вашего сына. Надеюсь, что все именно так как Вы пишите. И что Ваш сын счастлив не только в профессии, но и в личной жизни. Но, к сожалению, Ваша история – это исключение из правила. Все последние исследования показывают, что рано читающие дети со временем серьезно отстают от сверстников в развитии ЭМОЦИОНАЛЬНОГО интеллекта. А именно люди с высоко развитым эмоциональным интеллектом достигают в жизни наибольших успехов. Причем, именно тех успехов, к которым лежит душа. К тому же, те дети, которых рано начали учить читать, достигнув школьного возраста, часто испытывают внутренний протест к учебе, нежелание получать знания. Хотя, как раз, именно в это время (в возрасте 6-7 лет) этот интерес к учебе обычно просыпается. Всего Вам доброго!
А кем проводились эти последние исследования? И где о них можно прочесть поподробней? Каким образом можно измерить это самое «отставание»? Лично меня научили читать когда мне было три года. По словам родителей, мне самой очень этого хотелось. И чтение я до сих пор очень люблю. А вот в первом-втором классе мне учиться не хотелось, потому что было СКУчНо, я уже довольно много знала из книг на то время, по сравнению с одноклассниками, а вовсе не из отвращения к учебе. И проблем с эмоциональным интеллектом как-то за собой не замечала. Честно говоря, не могу понять, каким образом умение читать может повредить способности человека осознавать свои эмоции? И уж тем более препятствовать эмоциональному и интеллектуальному росту? Может быть, если ребенка насильно заставлять учиться чтению, то все эти отрицательные моменты, о которых вы пишете, и проявятся. Но, все ведь дети разные — кому-то интересно про мытье посуды узнать, а кому-то вовсе и нет. Моя дочь, например, в возрасте трех лет стала задавать вопросы типа «почему луна все время разная?», а вот про тарелки как то не очень ее интересовало.
Анна, здравствуйте! Про исследования можно прочитать, например, у таких авторов как психолог, профессор МГУ Ю.Б. Гиппенрейтер, психотерапевт, профессор В.И. Гарбузов. Это «отставание» чаще всего проявляется в отсутствии желания читать когда приходит для этого время, а также в эмоциональной незрелости и пассивности. Вполне возможно и то, что Вы пишите о себе. Просто это исключение из правил. Важно то, что Вас родители не заставляли учиться читать.
Само по себе умение читать повлиять на степень осознания эмоций не может. Влияет то, что в возрасте когда у ребенка наиболее мощно должна развиваться сфера эмоций (для этого есть все ресурсы и мотивация), эти ресурсы и время тратятся на развитие интеллекта.
Вы абсолютно правы, что все дети разные и их интересы, безусловно, тоже.
Всего Вам доброго,
Елена Шевченко
Absolutno soglasna s Natalyey.Moy vnuk v 2,5 goda znal wes latinskiy alfawit (prosto zjiwem v Belgii i on hodil v yasli, gde, estestwenno, wse obschenie na fran. yazyke). Nauchili ponemnogu k 3,5 godam chitat’ .
A wot v 4,5 goda on mne zayawil, chto «dostatochno wzroslyj» i hochet vyuchit’ «russkie bukwy (imeya wwidu kirilitsu). K moemu WELIKOMU udiwlezniyu za osennie kanikuly on wyuchil vse russkie bukwy, da esche i zakluchenie sdelal, chto odinakowo chitayutsia tolko 5 bukw: O,A,K,T,M.
I nikto ego ne zastawliaet chitat’. On sam delaet s bolshoy ohotoy
Tatiana SHevchenko
Добрый день, Елена! Спасибо Вам, за Вашу книгу. Скажите, пожалуйста, если ребенок все время просит чтобы ему купили отвертку, шило,молоток,пилу, болты и т.д. И это с 1.8 года. Сейчас ему 3.6 года, а эти инструменты самый лучший ему подарок. Он все время крутит, все что разрешаем и не разрешаем. Конечно же он охотится за настоящими инструментами. И вообще он все время лазиет по шкафам в поисках чего то нового.Как отучить его от лазаниев? Например, няня его к себе домой не хочет брать, из-за этой причины.В отличие от др. комментариев, он не хочет учить ни буквы ни цифры, так иногда про между прочим. Знает буквы, но может путать, он нам дает понять,что это для него не так важно.
Наталья.
Наталья, здравствуйте!
Если ребенок все время просит, чтобы ему купили отвертку, шило, молоток и т.д., то это значит, что ему это интересно, его это сильно увлекает. Поэтому с этим ничего делать не нужно, только позволять ему удовлетворять свой интерес и предлагать варианты развития в этом направлении. Допустим, можно с папой смастерить что-то вместе. Абсолютно нормально, что все крутит (покупайте и давайте все, что можно раскрутить/скрутить). Что касается поисков в шкафах нового, то тут все зависит от того, чей это шкаф и как владелец этого шкафа относится к охоте на свои вещи. Должны быть твердо запрещено брать вещи опасные или те, которые легко сломать (техника какая-то дорогая, например). Лучше всего, чтобы у него был свой шкаф (куда Вы время от времени будете подкладывать новые инструменты) и своя спортивная стенка, чтобы лазить. Что касается букв и цифр, в возрасте 3,6 лет большинство детей проявляют к ним поверхностный интерес, просто играют в это (делают вид, что считают, читают). Это тоже своего рода ролевая игра.
Здравствуйте!
У меня два сына: младшему 27 лет, старшему 31г.
Младший научился читать в школе. Обычное счастливое игровое детсадовское детство.
Закончил школу очень хорошо, сам поступил в экономический институт. Закончил на отлично, ни разу не платили за экзамены за 5 лет (У многих сокурсников оплаченные экзамены -основа «учебы»). Попутно овладел специальностями переводчика (дипломы) англ. и нем. яз. закончив трех и двухлетние курсы. После окончания первого ВУЗа сразу уехал в Москву и там закончил магистратуру второго Вуза (еще два года учебы), получив второе высшее финансовое образование. Соответственно и высокооплачиваемая работа в крупнейшей компании на должности финансиста в г. Москве. Всего сам добивался без нашей помощи, мы родители выделяли деньги только на проезд в период очебы в местном вузе. Он еще и подрабатывал сам где только мог.
Второй сын (старший) научился рано говорить, а читать к трем годам. Очень бегло к 3,5 годам Служили в дальнем холодном гарнизоне, и единственное развлечение прогулки + чтение. Переехали в город-миллионник. В садик пошел в 3,5 года. Первые 4 класса учился (вернее не учился) на отлично попутно выучил английский с пом. репетитора. Возлагали на него большие надежды, так как на голову опережал сверстников. Начиная с 5 класса медленный спад. Школу окончил средне. Впоследствии трижды поступал в гуманитарные институты, учился по полгода и бросал. Работал грузчиком, затем мебельщиком. Таки и остался неучем. Пытался организовать музык. ансамбль, -хороший музыкант.
Последние 4 года фрилансер-писатель-журналист (пишет статьи через интернет для различных работодателей и переводит статьи без словаря). При этом получает жалкие копейки которых едва хватает на нищую жизнь, а порой на оплату квартиры нет денег.
Мы сделали выводы: всему свое время, не нужно торопить детей учиться, перегорит человек раньше времени или возгордится. Всему свое время, как утверждает автор.
Федор
Здравствуйте Елена, спасибо вам за истории. Моему сыну 10 лет, он не любит делать уроки, особенно математику, только читает книжки и увлекается компютерными играми,не знаю как можно его привлечь к уроком.
Здравствуйте! Чтобы ответить Вам мне понадобится осветить в одном комментарии целую огромную тему. Над которой все еще ломают головы бородатые ученые, так же как и я сама) Очевидно одно, обычная школа (По крайней мере до последнего времени. Сейчас, мне кажется, началось небольшое улучшение) не ставит своей целью развивать в детях интерес. Поэтому, мне скорее странно слышать, когда дети в восторге от школы, чем наоборот. К сожалению! Очень многое в этой ситуации зависит от нас-родителей. У Вашего сына есть интересы-книги, игры. Слава Богу, пока что-то интересно. Попробуйте понять, что именно ему не нравится в процессе подготовки уроков. Послушайте его и поймите сердцем. Тогда возможно яснее станет, что делать дальше. Важно выделить несколько интересов и дать ему возможность развиваться в них. И защищать его и быть всегда на его стороне, когда в школе на него давят, критикуют, хотят сделать из него просто отличника. А сыну объяснить спокойно, зачем нужен аттестат. И что усилия и преодоление себя в жизни просто необходимы.
Всего самого доброго,
Елена Шевченко
Чем раньше ребенок научится читать, тем лучше — тем раньше он начнет думать. Я научилась читать в 4 года, а учитель перевел меня вместе с 3 другими детьми после первого класса в третий. И тоже были вопли отовсюду, что это плохо кончится. Однако я была первой ученицей в классе до конца учебы. И нужно было меня перевести не через один, а через 2 класса.
Мозг у детей развивается с разной скоростью, у кого-то быстро, у кого-то медленно. Одни учатся говорить в год, как научилась я без особого родительского внимания и развивающих программ. а другие учатся в говорить лишь в 3 года, как научились говорить две внучки моей подруги, которые потом догнали ровесниц в школе.
Успешность в жизни зависит от востребованности таланта. Из того, что ныне таланты не востребованы, нельзя сделать вывода, что умственное развитие — это плохо.
Учиться читать нужно в том возрасте, когда у конкретного ребенка мозг разовьется достаточно. Если мозг быстро развивается, учиться читать нужно рано, если медленно — то поздно, и никаких общих советов давать нельзя. А всем подобным статистикам – грош цена.
Ольга, добрый день. Спасибо Вам за мнение и Ваш опыт. Рада, что все так удачно у Вас сложилось в школе. Но к сожалению, это только Ваш опыт. И скорее, исключение из правил. Замечательно, что Вам было интересно читать так рано, и что это помогло Вам думать. Но вообще думать ребенок начинает далеко не только в процессе самостоятельного чтения. Когда мы читаем ребенку книжку, это тоже способствует развитию мышления. И когда мы играем с ним. И когда он наблюдает за чем-то. И т.д. Ребенок в целом относится к жизни как игре, развивается через все, что вокруг. Если ему не мешать.
Вы несколько категорично восприняли статью, к сожалению. В ней не было написано, что умственное развитие-это плохо. Просто всему свое время. Видимо читали через призму чувства невостребованности.
Абсолютно согласна с Вами, что читать нужно в том возрасте, когда ребенок к этому готов. Есть исключения, когда некоторые дети готовы раньше, чем большинство.
А обесценить что-то (например, статью) — это самое простое.
Всего Вам самого доброго,
Елена Шевченко