«Быть застенчивым — значит бояться людей, особенно тех, которые по той или иной причине отрицательно воздействуют на наши эмоции». (Филип Зимбардо).
Очень важно понять, является ли застенчивость ребенка проблемой для него. Действительно ли эта особенность поведения мешает ему общаться и развиваться?
Возможно, это индивидуальная особенность вашего ребенка. Он сосредоточен на своем внутреннем мире, склонен к спокойным играм, обладает тихим голосом. Такой ребенок очень чувствителен и раним. Он очень тонко чувствует окружающую обстановку, людей вокруг, часто обладает творческими способностями.
Если застенчивость является результатом проявления индивидуального склада ребенка, то ему нравится вести себя именно так. Он таким создан. У него нет потребности в активном общении, ему часто хочется побыть одному.
Если это так, то родителям важно уважать эти особенности ребенка. Тогда эти качества станут помощниками на его пути, а не проблемой в жизни и причиной серьезных мучений.
Однажды в процессе консультирования одной моей клиентки, проблемой которой являлась сильная скованность и напряженность в общении, мы выяснили, что истоки этой ее проблемы лежат в детстве. А именно, в отношении ее мамы к этой ее особенности. Она вспомнила случай на утреннике в детском саду, когда она прижималась к маме и не хотела выходить в круг. А мама говорила с раздражением: «Ну иди, давай, выходи! Ну что ты вся зажалась? Смотри, другие детки танцуют и играют». И маму можно понять. Она хотела, чтобы ее дочка тоже веселилась и радовалась. Но суть в том, что изначально для девочки эта ее особенность не была проблемой, она не тяготила ее, не причиняла страданий. Она сидела на стульчике и с удовольствие наблюдала за другими. Это нам, взрослым, в силу наших собственных комплексов и внутренних ограничений, а также усвоенных стереотипов, кажется, что сидеть одной, когда другие общаются — это обязательно плохо. Со временем, ребенок усваивает, что это плохо и начинает сильно страдать от своих природных особенностей (которые даны природой для чего-то!). И тогда застенчивость становится действительно тяжелой проблемой уже и для ребенка. И эту проблему многие несут с собой через всю жизнь…
Думаю, каждая мама, если захочет, то сможет понять, испытывает ли ее ребенок дискомфорт или он хорошо себя чувствует. Потому что когда у ребенка не получается то, что ему хочется (в нашем случае – общение), его неудовлетворенность, грусть, отчаяние будет трудно не заметить.
С двух до шести лет начинается период, когда в жизни каждого ребенка могут появиться трудности в общении с другими. Особенно это свойственно детям с чувствительным типом нервной системы. Как показывают исследования, большая или меньшая степень застенчивости свойственна 42% дошкольников. Это часто связано с малым опытом общения, с незнанием и непониманием чувств и поведения, как своих, так и других людей.
Проблема застенчивости может усугубиться или даже впервые дать о себе знать и в подростковом возрасте.
Та или иная степень застенчивости свойственна многим людям и во взрослом возрасте, она проходит с появлением большего опыта общения, познания себя и других. Как писал Д. Карнеги: «Не воображайте, что ваш случай необычайно трудный. Даже те, кто со временем становился самым красноречивым представителем своего поколения, в начале своей карьеры страдали безотчетным страхом и застенчивостью».
«Застенчивость смягчается в своих острых углах, когда понимаешь ее природу, смысл. Когда проникаешься трезвой убежденностью в том, что истинная, не деланная застенчивость есть углубленная самокритичность, побуждающая к самосовершенствованию, – становишься увереннее в себе» — говорил русский психотерапевт Марк Бурно.
Застенчивость как качество личности, если оно не принимает болезненный масштаб, может быть даже на пользу человеку в некоторых жизненных ситуациях и в некотором возрасте. Как у Шекспира: «Пока наш нрав не искушен и юн, застенчивость наш лучший опекун».
Американский социальный психолог Филип Зимбардо, который много писал о застенчивости делил застенчивость на внутреннюю и внешнюю. Чтобы лучше понять феномен застенчивости, я предлагаю вам пройти небольшой очень интересный тест.
Подумайте над следующими ниже изречениями. Выделите те, которые вам более свойственны:
1. Я озабочен своим стилем поведения.
2. Я постоянно стараюсь разобраться в себе.
3. Я озабочен своей манерой держаться.
4. В целом я весьма озабочен собственной персоной.
5. Меня беспокоит, как я выгляжу.
6. Я много думаю о самом себе.
7. Меня, как правило, волнует, какое впечатление я произвожу.
8. Часто я выступаю героем своих фантазий.
9. Прежде чем выйти за порог, я смотрюсь в зеркало.
10. Я часто критически настроен по отношению к себе.
11. Меня волнует мнение других обо мне.
12. У меня бывает ощущение, что я наблюдаю за собой со стороны.
13. Я часто беспокоюсь по поводу своей внешности.
14. Я чувствителен к смене моего настроения.
Давайте, проанализируем результаты:
Преобладают четные номера – внутренний тип застенчивости.
Преобладают нечетные номера – внешний тип застенчивости.
Внутренне застенчивый человек склонен к самоанализу, рефлексии. Он часто, с возрастом, научается отлично скрывать свою застенчивость. Может произвонить впечатление общительного, коммуникабельного человека. И часто он сам научается получать радость и удовольствие от общения, потому что хорошо знает себя и выбирает то общение, которое по душе. Есть среди внутренне застенчивых и те люди, которые скрывают свои чувства (страх, напряжение, скованность и т.д.) с помощью хорошо усвоенных навыков общения.
Внешне застенчивый человек не умеет управлять своей застенчивостью. Именно для него застенчивость является серьезной проблемой. Потому что она управляет его поведением. И это сильно отрицательно сказывается на его жизни.
Делитесь в комментариях своим мнением о проблеме. Если ваш ребенок застенчив или вы были такой в детстве (или все еще являетесь), пишите является ли это проблемой для вас, и как вы с ней справляетесь.
О том, какими конкретными способами можно помочь ребенку преодолеть застенчивость читайте в статье по ссылке: Когда застенчивость — проблема.