Конечно же все мы встречали застенчивых и необщительных детей, которые стоят в стороне не принимая участия в играх сверстников. Еще более «зажимаясь», когда родители пытаются их уговорить пойти и поиграть с детьми. Как вовлечь таких ребят в общение? Как сделать так, чтобы они самостоятельно и без родительских пинков общались с другими детишками? Естественно, не с помощью настойчивых уговоров и увещеваний «пойти познакомится с другими детьми», «встать на стульчик и прочитать стихотворение». Этим вы только можете еще более развить нежелание общаться. Именно отсюда могут пойти страхи публичных выступлений и прочие неприятные последствия. Давайте посмотрим на одно вдохновляющее исследование.
Эта статья третья в цикле статей о влиянии медиа на детей. В первой мы говорили о интересном способе преодоления страха на примере детей боявшихся собак. Во второй обсуждалось негативное влияние на поведение детей просмотренных сцен насилия.
Сегодня обратимся опять к позитивному и посмотрим на исследования американского ученого Роберта О’Коннора, который попытался найти способ оказать влияние на робких, необщительных и застенчивых ребят.
Для эксперимента О’Коннор попросил воспитателей в 9 детских садах выбрать по 5 самых застенчивых, на их взгляд, детей. Этих 45 мальчиков и девочек наблюдали ассистенты в течении 8 дней, которые и выбрали 20 самых-самых застенчивых. Правда, только с 13-ю удалось поработать. Четверо малышей часто отсутствовали в детсаде, а трое напрочь отказались покидать свою группу. Как обычно, были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная.
Контрольная группа смотрела ролик с дельфинами, в котором не было людей. Детям из экспериментальной группы показывали фильм длиной 23 минуты, который включал в себя 11 сцен. В каждой сцене ребенок поначалу стоит и наблюдает за взаимодействием других детей, а затем сам включается в игру и общение. Другие дети всячески поощряли такое включение — они предлагали ему игрушки, разговаривали с ним, улыбались и, в целом, ободряли разными способами его вовлечение в игру. Первые сцены были тихие, с двумя детьми сидящими за столом и рассматривающими книгу или играющими с игрушкой. В последних уже шесть детей весело носились по комнате разбрасывая игрушки.
После просмотра фильма ребенок возвращался в свою группу, где ему давали две минуты на адаптацию. Далее за ним наблюдали и оценивали по тем же критериям застенчивости, что и при отборе в начале эксперимента.
Результаты исследований застенчивых детей
Результаты оказались очень оптимистичными. Дети просмотревшие фильм стали гораздо активнее, эмоциональнее и лучше взаимодействовать с детьми из своего окружения. Более того, через шесть недель психологи обнаружили, что эти дети были на лидирующих позициях в своих группах. В то время, как дети из контрольной группы по прежнему оставались замкнутыми. Таково влияние всего лишь одного 23-х минутного ролика!
Все эти три статьи с исследованиями сфокусированы на влиянии на детей видеороликов. Но, телевизор в данных исследования всего лишь быстрый и легкий способ моделировать любые необходимые для эксперимента ситуации. Не стоит забывать, что дети черпают информацию и воспроизводят поведение из разных источников. Один из самых важнейших это мы с вами – родители ребенка. В первую очередь, ребенок копирует своих родителей. Вы и сами, наверное, замечали как он повторяет наши слова и движения. И во многом от обстановки в семье и взаимоотношений родителей зависит формирование характера наших детей. У курящих родителей, к примеру, гораздо чаще курят дети. И глупо что-либо запрещать. Я еще не видела ни одного подростка, который бросил курить только потому, что ему запрещали. Но если вы авторитет для своего ребенка и сами бросили курить, то очень вероятно, он последует вашему примеру.
Читайте также: