+7-903-751-95-95 el.shevch@myhappykid.ru

Как телевидение и сцены насилия могут негативно повлиять на ребенка.

Наверное, каждый родитель замечал, что после просмотра фильмов или мультиков  ребенок начинает подражать главным героям. Повторяет за ними фразы, движения. Использует различные предметы (ножи, пистолеты) для иммитации атрибутов персонажей. Словом, пытается повторить тот образ, который увидел на экране. Как сильно и как быстро может укорениться такое поведение? Насколько опасно смотреть те или иные фильмы по телевизору?

В прошлой статье я рассказывала об исследовании направленном на преодолении страха у детей с помощью видеороликов. Сегодня мы поговорим об обратной стороне теле- и видео- продукции. Все мы знаем и много раз слышали о вредном влиянии современных медиа на детей. Но каждый понимает это по своему. Кто-то пытается ограничить время смотрения телевизора 30 минутами в день, кто-то обращает внимание на возрастной рейтинг передач, а кто-то считает, что все это фигня или вообще не задумывается об этом. Действительно, перед родителями часто возникает вопрос: «Сколько же времени в день может ребенок смотреть телевизор?». В этой публикации мы посмотрим на результат одного из экспериментов, в котором детям показывали всего лишь 3-4 минутный ролик включающий сцены жестокости и насилия. (Мы не касаемся здесь медицинской точки зрения, которая советует ограничивать время у экрана из-за вреда для зрения, а рассматриваем только психологический аспект.)

Это исследование было проведено довольно давно, в 70-х годах прошлого века. Но является вполне показательным для тех родителей, которые не фильтруют видеоконтент для своих детей (На английском языке результаты исследования опубликованы здесь: http://faculty.buffalostate.edu/hennesda/liebert%20&%20baron%201972.pdf).

Мама и два ребенка смотрят телевизор

Двое американских ученых Роберт Либерт и Роберт Бэрон в 1972 году дали в газете объявление о наборе добровольцев для исследования влияния телевидения на детей. Всего набралось 136 детей: пополам мальчиков и девочек. Все дети принадлежали к семьям с самыми различными уровнями дохода. Примерно половина была в возрасте 5-6 лет, вторая половина 8-9 лет. Около 20% ребят были афроамериканцы.

Всех детей поделили на две группы: экспериментальную и контрольную. Каждого ребенка приводили в комнату с телевизором, где транслировались видеоролики. Для экспериментальной группы показывали отрывок из популярного телевизионного сериала «Неприкасаемые», включающего в себя погоню, две драки, две перестрелки и драку с ножами. Контрольная группа смотрела скачки.

Ребенок смотрит телевизор

На следующем этапе ребенка приводили в комнату с пультом, на котором было две кнопки: Зеленая – «Помочь(Help)», Красная – «Причинить вред(Hurt)». Посередине – лампа. От пульта шли провода в другую(закрытую) комнату. Женщина-ассистент объясняла испытуемому: «В другой комнате находится другой ребенок, который через минуту начнет играть в игру. Цель игры – поворачивать рычаг. Как только он дотронется до рычага, загорится лампа. Ты можешь нажать либо на зеленую кнопку и поворачивать рычаг ему будет легче, либо на красную и рычаг станет горячим и обожжет его. Если ты будешь нажимать чуть дольше на зеленую, то поможешь чуть больше, если дольше на красную, то причинишь боль чуть сильнее. Чем дольше нажимаешь на зеленую кнопку, тем больше помогаешь. Чем дольше на красную, тем больше вредишь». Затем ребенка оставляли одного и наблюдали за ним, зажигая лампу 20 раз.

После этого его вели в комнату с игрушками, где на одном столе лежали безобидные игрушки(набор посуды, космическая станция), а на другом «агрессивные»(пистолет и нож). Кроме того, в игровой комнате находились две надувных куклы около метра ростом. Наблюдатели фиксировали поведение как агрессивное, если ребенок играл с ножом или с пистолетом, либо совершал нападение на куклу.

Результаты эксперимента

Результаты оказались очень неприятными. Дети смотревшие ролик с насилием, вели себя гораздо более агрессивно в отношении других детей и неодушевленных предметов. Когда дети видят, как люди на экране ведут себя агрессивно, они сами начинают проявлять агрессивность. Например, средняя продолжительность нажатия на кнопку «Причинить вред» у самых агрессивных мальчиков из контрольной группы (которые смотрели скачки) была ниже чем у самых «доброжелательных» девочек, которые смотрели сцены насилия. И это после просмотра отрывка всего лишь 3.5 минуты длиной(!).

Какой же вывод можно сделать из этого исследования? Очевидно, что влияние оказывает не только и не столько продолжительность времени просмотра телепередач, сколько их содержимое. Я считаю очень положительной тенденцию ограничивать видеоконтент по возрастной категории. Своему ребенку я стараюсь показывать только то, что до этого посмотрела сама. Иногда даже в разрешенных для определенного возраста фильмах встречаются сцены, которые вызывают сильное сомнение. Не надо забывать, что чем шире зрительская аудитория, тем больше доходов у производителей медиаконтента. В фильме «Хичкок» 2013 года хорошо показано продавливание цензора на включение сцены насилия в фильм.

Контролируете ли Вы качество и количество видеопродукции, которую смотрит Ваш ребенок? Замечали ли Вы увеличение агрессии после просмотра телевизора?

Понаблюдайте за своими детьми после просмотра телевизора и делитесь впечатлениями в комментариях к этой статье. Это поможет и другим родителям!

Елена Шевченко
Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту el.shevch@myhappykid.ru или в скайп: El.Shev.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest

Shares
Share This