+7-903-751-95-95

Исследования способов преодоления застенчивости у детей дошкольного возраста

застенчивые дети дошкольного возрастаКонечно же все мы встречали застенчивых и необщительных детей, которые стоят в стороне не принимая участия в играх сверстников. Еще более «зажимаясь», когда родители пытаются их уговорить пойти и поиграть с детьми. Как вовлечь таких ребят в общение? Как сделать так, чтобы они самостоятельно и без родительских пинков общались с другими детишками? Естественно, не с помощью настойчивых уговоров и увещеваний «пойти познакомится с другими детьми», «встать на стульчик и прочитать стихотворение». Этим вы только можете еще более развить нежелание общаться. Именно отсюда могут пойти страхи публичных выступлений и прочие неприятные последствия. Давайте посмотрим на одно вдохновляющее исследование.

Эта статья третья в цикле статей о влиянии медиа на детей. В первой мы говорили о интересном способе преодоления страха на примере детей боявшихся собак. Во второй обсуждалось негативное влияние на поведение детей просмотренных сцен насилия.
Сегодня обратимся опять к позитивному и посмотрим на исследования американского ученого Роберта О’Коннора, который попытался найти способ оказать влияние на робких, необщительных и застенчивых ребят.

Для эксперимента О’Коннор попросил воспитателей в 9 детских садах выбрать по 5 самых застенчивых, на их взгляд, детей. Этих 45 мальчиков и девочек наблюдали ассистенты в течении 8 дней, которые и выбрали 20 самых-самых застенчивых. Правда, только с 13-ю удалось поработать. Четверо малышей часто отсутствовали в детсаде, а трое напрочь отказались покидать свою группу. Как обычно, были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная.

Контрольная группа смотрела ролик с дельфинами, в котором не было людей. Детям из экспериментальной группы показывали фильм длиной 23 минуты, который включал в себя 11 сцен. В каждой сцене ребенок поначалу стоит и наблюдает за взаимодействием других детей, а затем сам включается в игру и общение. Другие дети всячески поощряли такое включение — они предлагали ему игрушки, разговаривали с ним, улыбались и, в целом, ободряли разными способами его вовлечение в игру. Первые сцены были тихие, с двумя детьми сидящими за столом и рассматривающими книгу или играющими с игрушкой. В последних уже шесть детей весело носились по комнате разбрасывая игрушки.

Играющие дети. Homer. Snap the whip, 1872. Oil on canvas

Homer. Snap the whip, 1872. Oil on canvas

После просмотра фильма ребенок возвращался в свою группу, где ему давали две минуты на адаптацию. Далее за ним наблюдали и оценивали по тем же критериям застенчивости, что и при отборе в начале эксперимента.

Результаты исследований застенчивых детей

Результаты оказались очень оптимистичными. Дети просмотревшие фильм стали гораздо активнее, эмоциональнее и лучше взаимодействовать с детьми из своего окружения. Более того, через шесть недель психологи обнаружили, что эти дети были на лидирующих позициях в своих группах. В то время, как дети из контрольной группы по прежнему оставались замкнутыми. Таково влияние всего лишь одного 23-х минутного ролика!

Дети общаются на пляже. Akkeringa Johannes - Playing on the beach

Akkeringa Johannes — Playing on the beach

Все эти три статьи с исследованиями сфокусированы на влиянии на детей видеороликов. Но, телевизор в данных исследования всего лишь быстрый и легкий способ моделировать любые необходимые для эксперимента ситуации. Не стоит забывать, что дети черпают информацию и воспроизводят поведение из разных источников. Один из самых важнейших это мы с вами – родители ребенка. В первую очередь, ребенок копирует своих родителей. Вы и сами, наверное, замечали как он повторяет наши слова и движения. И во многом от обстановки в семье и взаимоотношений родителей зависит формирование характера наших детей. У курящих родителей, к примеру, гораздо чаще курят дети. И глупо что-либо запрещать. Я еще не видела ни одного подростка, который бросил курить только потому, что ему запрещали. Но если вы авторитет для своего ребенка и сами бросили курить, то очень вероятно, он последует вашему примеру.

Читайте также:

Елена Шевченко
Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту el.shevch@myhappykid.ru или в скайп: El.Shev.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest

Shares
Share This