Компьютер, так же как и телевизор, дает нам, родителям, хороший шанс занять ребенка и получить свободное время для себя.
И это очень заманчиво.
Но, к сожалению, есть некоторые обстоятельства, которые побуждают меня призывать Вас пользоваться этим шансом в жизни как можно реже.
Что же это за обстоятельства?
- Компьютер для ребенка – это целый особый мир. Мир, который легко может заменить ему мир реальный. Часто такое происходит легко и быстро, потому что этот иллюзорный мир гораздо ярче и динамичнее, чем любая реальность. И в нем возможно очень многое:
1. Во-первых: ощущение управления событиями, чувство хозяина реальности.
Играя в компьютерные игры, ребенок ощущает себя центром мира, потому что на все события влияет он сам. И чем лучше у него получается, тем большее удовольствие он испытывает. Виртуальная жизнь намного динамичнее и интереснее действительной жизни. Ребенку, у которого нет реальных друзей, интересных занятий и событий просто нечего этому противопоставить!
В реальной жизни, чтобы получить такие же эмоции удовлетворения, пришлось бы долго и упорно трудиться и работать над собой. А зачастую, испытывать и крайне мучительные чувства разочарования и безысходности. Вернувшись в реальность из виртуального мира, ребенок ощущает себя беспомощным перед насущными проблемами. Ему снова хочется вернуться в сладкую иллюзию всемогущества, быстрого и легкого достижения цели.
К тому же, в виртуальной жизни правила заранее ясны, а допущенные ошибки так легко исправить… А реальная жизнь полна неопределенности и тревоги.
В книге К.В. Зорина написано: «Стремление к компьютерной игре паразитирует на том, что нормальное развитие человека включает в себя стремление к игре, «инстинкт игры». Но в компьютерных играх (в отличие от подвижных или интеллектуальных игр со сверстниками) важен только результат — набранные очки. Все остальное второстепенно и несущественно. Нравственные принципы становятся лишними.
В результате, фиктивное, иллюзорное чувство независимости порождает зависимость настоящую (от компьютера).
Да, все это детские заблуждения и иллюзии. Но понимая их, осознавая силу их влияния на ребенка, мы становимся более осознанными и вооруженными.
Мы боремся не просто с неким техническим девайсом, а с целым заманчивым и интересным для ребенка миром. Это важно понимать, подбирая аргументы в разговоре с ребенком или обдумывая его альтернативный досуг. Давайте помнить, что борьба с пристрастиями эффективна тогда, когда усилия направлены не на следствие, а на причину зависимости.
2. Во-вторых: ощущение полной безопасности.
Общаться в социальных сетях детям гораздо легче, чем в реальности. Можно выложить свои лучшие фотографии, не мешают обычные барьеры реального общения: застенчивость, неуверенность, плохая речь. То есть, ребенок не испытывает такого напряжения, потому что его «Я» проявляется именно так, как ему хочется. К тому же, он может писать и общаться как угодно, зная, что ему ничего за это не будет.
Здесь не нужно разбираться в сложностях человеческих характеров и предугадывать последствия своего поведения.
Расстреливая на экране противника, можно ощущать себя вполне комфортно и безопасно. Жалости и сострадания не возникает. Они подавляются ощущением могущества и собственной значимости.
Компьютерные игры сильнейшим образом воздействуют именно на эмоциональную сферу ребенка, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения. И тогда социальные ориентиры могут полностью утратиться.
Дети от природы наделены особой остротой восприятия. Они гораздо сильнее взрослых ощущают агрессию мира и несправедливость. И им нечем защититься от этого. Поэтому, если от родителей ребенок не чувствует поддержки, душевного тепла и заботы, он с большей вероятностью будет сбегать в компьютерный безопасный мир.
Даже мы, взрослые, зачастую устаем от реальности и ощущаем беспомощность. Поэтому, трудно всегда помнить о необходимости давать ребенку чувство безопасности и поддержки.
Часто, сами усталые, прессуем детей за плохие отметки, нагружаем другими «полезными, развивающими» занятиями, и не даем ничего взамен!
Тогда нечего удивляться желанию ребенка скорее включить компьютер и оказаться в этом иллюзорном, ярком мире.
- Частое сидение за компьютером у большинства детей приводит к повышенной эмоциональной возбудимости (моргание глазами, плохой сон, сниженный или сильно повышенный аппетит, плохая концентрация внимания) и ухудшению зрения. Физиологами доказано, что беспокойство, рассеянность и усталость появляются у ребенка уже на 14-ой минуте компьютерной игры.
- Несмотря на то, что компьютеры и компьютерные программы и игры созданы человеком, они закладывают в сознание ложные представления и ошибочные стереотипные реакции.
Например, сталкиваясь в игре со стеной или переворачиваясь в машине, ребенок не ощущает боли (как это было бы в реальной жизни). Или, убивая в игре противников, он не испытывает сочувствия. К тому же, на новом уровне игры, убитый противник, как ни в чем не бывало, появляется снова.
Чтобы защитить себя или победить противника нужно лишь нажать нужные кнопки. Нажал на них и перешел на другой уровень игры или легко начал сначала.
Но где ребенок сможет найти такие кнопки в реальности?!
Значит, реакция, которая вырабатывается в компьютерной игре, опасна в реальной жизни. И ребенок легко может спутать реакции, выйдя на улицу, в реальный мир. Когда необходимо срочно тормозить, ребенок начнет судорожно искать несуществующие кнопки.
Недавно одна из мам, у которой погиб муж, рассказала о том, как ее сын воспринял смерть папы. Он отреагировал удивительно спокойно, даже равнодушно. Привыкшие ежедневно видеть смерть на экране монитора, дети начинают относиться к человеческой смерти холодно, с долей черствости. И это никак нельзя назвать мужественным перенесением горя. Это всего лишь признак эмоционального выгорания.
- Не нужно забывать и о хорошей, полезной стороне компьютеров, которая проявляется, если у нас получится правильно пользоваться этим инструментом.
Помимо программ развлекательных, существует много обучающих компьютерных программ, которые могут во многом помочь ребенку и облегчить его адаптацию и учебу в школе. С компьютером просто даже можно играть в шахматы, что развивает быстроту реакции, память, интеллект, умение концентрировать внимание, учит логике.
Беда в том, что дети еще не умеют выбирать и оценивать, а просто впитывают информацию. Поэтому, наша задача – помочь им с выбором именно полезных программ. Важно стараться сделать так, чтобы интерес ребенка к компьютеру изначально был не потребительским, а научно-познавательным и практическим.
И попробуйте разобраться, чего именно не хватает именно Вашему ребенку в окружающей его действительности? Чем привлекает виртуальный мир именно его?
Чтобы Вам было проще, я обобщу факторы, уменьшающие желание ребенка проводить время за компьютером:
- Насыщенная событиями и реальным общением жизнь ребенка;
- Хорошие отношения между родителями и любящее и спокойное отношение родителей к ребенку;
- Любимое занятие (хобби);
- Реальные друзья и интересные знакомые.
- Частое пребывание на природе;
- Домашнее животное;
- Частое теплое и открытое общение с родителями.
Дорогие родители, если Вы не хотите, чтобы у ребенка сформировалась компьютерная зависимость, помогите ему найти реальных настоящих друзей и занятие по душе. Помогите ему ощутить свои силы и возможности. А также осознать свои слабости и ограничения. В этом и есть реальная жизнь. Показывайте детям реальный мир, во всем его разнообразии и истинной красоте. И чаще познавайте его вместе!
А как часто Ваши дети живут в виртуальном пространстве?
Что помогает Вам возвращать их в реальный мир?
Делитесь в комментариях к этой статье!
Полностью согласна с данной статьёй. Именно меня волнуют, те программы, которые воспитывают в наших детях и внуках азарт, жестокость, равнодушиеи в конечном итоге расшатывание детских нервов. В нашей семье двое старших внуков много проводят времени за компьютером. Старший конечно делает кроме того уроки на компьютере за него волнения нет. А вот средний внук очень много времени проводит за компьютером. Я наблюдаю за ним иногда он играет в игры, но чаще всего сейчас он смотрит американские сериалы подростковые. Родители держат на контроле среднего внука и средством наказания является отстранение от компьютора. В воспитании внучки учавствуем мы все. Она очень любит смотреть мультики. Мы ей в первую очередь предлагаем наши отечественные мультики, но иногда она хочет смотреть то, что она хочет смотреть сама. Она любит смотреть мультики старше своего возраста. В реальной жизни мы часто раз в неделю, когда есть выходные у родителей мы бываем у друзей, часто бывают у нас друзья и дети очеь хорозо проводят время. Иногда мы выезжаем в горы, иногда соверзаем поход в аквариум или кактание на лошадях. Когда мы дома и никуда не выезжаем во дворе играем в мяч и даже дома играем в мяч или читаем книжки. Но основная забота всё-таки существует , чтобы меньше времени дети проводили у крмпьютера. Спасибо Вам Елена за присланный материал и серёзные опасения влияния компьютера отрицательно на наших детей и внуков.
Здравствуйте. У меня трое мальчиков шести, трех и двухлетний, в садик никто не ходит. Скажу честно ноутбук включен целый день, но через телевизор, так они меньше сидят возле самого ноутбука и больше занимаются другими делами. Пробовала выключать — самой скучно. У них то развивающие, то обучающие мультфильмы, часто даже на английском. Там и с песенками, и со стишками, и рисовать учат, и классическая музыка звучит, и об окружающем мире рассказывают, в общем я сама в восторге. Смотрим часто вместе и я многое им комментирую и объясняю, прошу повторить, сделать выводы, объяснить как они поняли. На планшете старшему в основном интересно скачать что-то новое из игр, но играет он в них не долго, говорит, что надоели. Они все у меня очень импульсивные и до компьютеров были такими же, да и я лет до двадцати была такой же. Прошу старшего не включать ничего связанного с насилием и с тяжелой музыкой, сразу объясняю как это влияет на психику человека, а тем более ребенка. То, что они больше перевозбуждаются и устают от реального общения я уже заметила, но опять же это было и до компьютеров. Я стараюсь чередовать компьютерные игры и реальные. Без ссор между ними пока не получается, но они делают выводы и прогресс я вижу. Компьютер можно и нужно сделать другом, а не врагом, тем более во время бурного развития компьютерных технологий. Главное, как мне кажется, не запрещать ребенку общаться с компьютером, а объяснить ему чем опасен компьютер и чем его можно заменить, а детки сейчас намного умней и мудрей, чем мы думаем.
В книге К.В. Зорина написано: «Стремление к компьютерной игре паразитирует на том, что нормальное развитие человека включает в себя стремление к игре, «инстинкт игры». Но в компьютерных играх (в отличие от подвижных или интеллектуальных игр со сверстниками) важен только результат — набранные очки. Все остальное второстепенно и несущественно. Нравственные принципы становятся лишними.
может эта книга написана сто лет назад, современные игры — это не только набор очков. слишком однобоко смотрите. через онлайн собираются команды, игра в команде (даже на компьютере) учит социально взаимодействовать. эти команды встречаются в реальной жизни, между некоторыми людьми завязывается не виртуальная дружба. это к вопросу, что игры вообще — ужас-ужас
НО безусловно, это не для детей, тем более дошкольников! когда личность уже сформирована — тогда можно разнообразить жизнь. дети же не могут отличить где реальная жизнь, а где компьютер. не могут отличить, что заслуживает внимания, а что — нет.
Место животных — на улице. Как в природе. Животное в квартире- это мощный источник обычной прмитивной ЗАРАЗЫ, постоянный очаг т.н. хронических «неизлечимых» заболеваний. В первую очередь, естественно, для тех, у кого иммунитет, защитные силы организма уже подорваны нашей жизнью. Или у тех, у кого защита только -только начинает формироваться: у наших дорогих,любимых детей, внуков. Как и в природе: ВЫЖИВАЮТ сильнейшие. Собака на дворе- это одно. Кошка или собака ( любая живность) в квартире- это совсем другое. Обнимать, целовать кошечку, брать её в постель, гладить,… и потом, не помыв рук брать в руки яблоко, хлеб, печенье …! Родные наши дети! Любящие вас родители просто не задумываются о последствиях: походы по врачам, таблетки, уколы, процедуры. Одно посещение доброй бабушки, игры и ласки её кошки, собачки — и начало непонятных болезней может быть положено . Очень грубо говоря, черви едят человека всю жизнь, а не только после смерти Если мы сами это допускаем. Не отчаивайтесь, всё «в ваших руках», мозгах вт.ч
с помощью именно компьютерных игр — очень просто запускаются познавательные процессы, в основном исторические, знакомить ребенка с историей на фоне стратегий — удовольствие. Играть с со старшим сыном в сетевую игру прикрывая ему спину — класс! даже на расстоянии. Благодаря «танкам» старший перечитал всю литературу о бронетехнике ведущих государств…. На программах встречались дети «отлученные» от компьютера, быстро выпадали из социума, не в состоянии поддержать разговор об уровнях, играх, моделях, паролях и пр. Солидарен с вами, бессмысленно запрещать игры, но ответственность родителей — выбирать игры (сортировать) и дальше нагружать их смыслами. А само собой, как известно, все только разваливается….
Здравствуйте!
Спасибо, что поделились интересным и конструктивным опытом! Согласна с Вами.
С уважением,
Елена Шевченко
Отличная статья!!! Беру на вооружение и отрезвляет от нашей привязанности к миру компьютера.Повод лишний раз подумать или заставить себя подумать перед тем, как нажать кнопку компьютера «А как еще и чем можно занять своего ребенка с пользой???»
А что делать, если любимое хобби у ребёнка — это и есть компьютерные игры? Какими только занятиями и кружками я его не пыталась заинтересовывать: айкидо, плавание, театральная, цирковая, спортивное ориентирование, клуб английского языка и т.д… Ничто не цепляло его так, что б увлёкся. Ходил пока я его отправляю, но при ослабении контроля с моей стороны — норовил бросить. Глаза горят только от компьютерных игрушек. Реальную проблему я ощутила, когда ему было 12 лет, сейчас — почти 15. Выбирать игры тоже нет возможности, т.к. он сам качает или играет по сети.
Есть и плюсы: хорошо разбирается в компьютерах: всем друзьям собирает компы и устанавливает системы; хорошее владение английским языком, отлично ориентируется в истории и военной технике. Но всё же, агрессивность и жестокость игр меня беспокоит.
Что делаем: уже поняли, что запрещать и критиковать его игры олько ухудшает наши взаимоотношения. Поэтому я говорю: да пожалуйста, играй, пока каникулы, кто не даёт… А сама как можно чаще придумываю вылазки наприроду, пляж, в гости, совместные походы в магазин, прошу помочь что-то… Так же стала больше проявлять любви по отношению к нему и уважение к его мнению. Ещё убедила его, что книги надо иногда читать, вечером прошу его пораньше закончить игру, что бы было время вместе почитать книгу. Не каждый день, к сожалению, получается, и желания читать самостоятельно у него не появилось, но всё-же такие моменты сближают и отвлекают от игр. Читаем одну книгу по очереди. По ходу чтения обсуждаем события и действия героев с морально-нравственной точки зрения.
Результат: за последние месяц наблюдается улучшение взаимоотношений с сыном (более доверительные и спокойные), стал больше времени проводить с друзьями на велосипедах, ходить в кино, сам звать на речку, ездить в гости к бабушке с дедушкой и помогать им по хозяйству (вскопать огород например). Любит помогать друзьям починить велосипед, или наладить работу компьютера. Хотя, всё-таки, зависимость от игр ещё остаётся, но уже становится приятно, что хоть какие-то результаты.
Буду рада, если кому-то поможет моё письмо. Всем любви и взаимопонимания в семье!
Актуальная, важная тема, о которой нужно говорить. Оказывает практическую помощь в составлении с ребенком беседы, что жить, расти и развиваться надо в реальной действительности. Елене спасибо!
Всегда удивляли наивностью и недальновидностью восторженные рассказы мам и бабушек об успехах своих деток. Мол, ему только 3 года, а он уже в Ютубе сам находит себе любимые мультики или игры…
А у меня другой рассказ на этот счет.
Как-то сидели мы с дочкой (ей 6,5 лет) в очереди к педиатру на прием. За нами вскоре заняли очередь папа с дочкой, ровеснице моей. Поняв, что ждать долговато придется, достал из сумки планшет и торжественно, привычным движением вручил дочурке планшет. Та начала играть.
Моя девочка сидела рядом, они тут же познакомились, и новоиспеченная подружка начала пояснять суть и правила игры. Моя попробовала раз-два, что-то получилось там сбить, что-то нет… Но длилось это пару минут. Дочка придвинулась ближе ко мне; сказала, что это не интересно (хотя до недавнего времени просила подарить ей на Новый год планшет).
И тут она обращается к девочке и произносит: «А давай побегаем!»
И та, чуть не бросив планшет на скамейку, с огнем в глазах соскочила с нее, и произнеся «Давай!» , стремглав помчала по коридору.
Прятались за угол, прыгали, шутили, играли в догонялки… Вспотели, упали уставшие на сиденья и счастливые с румянцем на щечках, отдохнуть. А тут и наша очередь подошла.
«Что? Так быстро?», — только и успела сказать та девчушка…
По дороге домой мы обсуждали с дочкой эту ситуацию. И она в завершении сказала: «Действительно, и что бы я делала сейчас с этим планшетом? Хорошо, что Дед Мороз подарил мне пижаму и ракетки для бадминтона» :))
Хорошая статья. Много в ней полезного, но вот об азарте, который поселяется в душе ребенка и там живет все сильнее развиваясь и захватывая все большее количество души, который начинается с простых компьютерных игрушек и потом ломает всю жизнь человека, нужно особо говорить. И много! Азарт единожды поселившись в детской сущности, никуда из нее не уйдет.