«Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает кто он.»
(Виктор Франкл)
Здравствуйте!
Сегодня я хочу рассказать вам небольшую историю из моего детства. Историю, которая связана с нашими ограничениями и нашими возможностями, нашими манящими мечтами и нашими уютными привычками.
Когда мы с сестрой ходили в младшую школу, наших родителей вызвала учительница музыки и сказала (мы стояли рядом и все слышали): «Вы не могли бы не водить ваших девочек на хоровое пение? Дело в том, что у них абсолютно нет слуха и голоса, поют они безобразно, так что эти занятия для них все равно бесполезны. К тому же, у них такой бас, что они сбивают всю группу, и остальные дети начинают фальшивить так же, как они».
Она сказала это добрым голосом, как-то извинительно-жалостливо. И в тот момент забился гвоздь в крышку гроба, где на долгие годы были похоронены мои вокальные ресурсы.
Я помню, что меня это не особо расстроило. Уроки хорового пения были унылы, и я даже обрадовалась, что на них теперь не придется ходить.
И я точно и очень четко помню, что ни разу не ощутила в отношении родителей ни доли сомнения в нас, разочарования или чего-то подобного.
— Петь не получается? А вы хотите петь?
— Да не особо.
— Ну и ладно, тогда все в порядке.
Их вера не поколебалась и тогда, когда через год учительница гимнастического кружка сказала им, что у нас с сестрой нет какой-то «верхней выворотности ног», и нам нет смысла ходить на спортивную гимнастику. Нет, так нет.
Ничье мнение не могло заставить наших родителей сомневаться в том, что с нами все в полном порядке. И мы это, конечно, чувствовали. Поэтому и наша вера в самих себя была стойкой и позволяла смело пробовать разное, пока не найдется свое. Согласитесь, как это важно?
Зачем я рассказываю вам эту историю? Послушайте дальше и поймете.
С того осеннего дня, когда мы с сестрой стояли в кабинете музыки и слушали «диагноз» учительницы пения, внутри меня прочно и незыблемо установилась уверенность, что пение – это не мое, и я всю свою жизнь сознательно обходила это дело стороной. Иногда, правда, пела в компаниях, когда мой голос утопал во всеобщем пении и был не слышен. Иногда, особенно когда мне очень нравилась и трогала песня, и когда я забывала, что меня может кто-то услышать, я ловила себя на том, что льющиеся из меня звуки вполне гармоничны.
Дело, которым я занимаюсь в жизни, как вы знаете, напрямую связано с голосом. Не раз, во время публичных выступлений, да и индивидуальных консультаций, я осознавала, каким разным может быть мой голос, и как он может удивительно меняться в зависимости от моего внутреннего состояния и отношения к тому, о чем я говорю. Не раз в жизни я слышала от разных людей: «У вас такой приятный низкий голос. Вы, наверное, хорошо поете?» Я печально посмеивалась про себя: «Слышали бы вы…»
Конечно, очень часто мне хотелось петь… И в такие моменты внутри было ощущение: «я могу!» Но потом память жестоко напоминала мне о моей павлиньей судьбе, и это оставалось просто мечтой.
В этом году история с пением имела неожиданное продолжение. Не знаю, что меня дернуло, но я записалась на урок вокала. Я подумала, что хочу, наконец, по-взрослому узнать правду о своих голосовых возможностях.
Преподаватель просила меня пропеть некоторые звуки, и петь их по-разному, меняя дыхание, тональность и т.д.
Я заметила, что как только я забывала свою детскую историю, мой голос освобождался и начинал звучать живо и красиво. Понятно, что многому мне еще предстоит учиться и раскрывать в себе, но я ощутила главное: я и правда могу петь!
И еще…Я всегда была уверена, что я способна петь только низко, но преподаватель сказала, что у меня есть мое «высоко», которое просто нужно найти. И у меня немного получилось нащупать это мое индивидуальное «высоко». Когда я пела из этого места, я поняла, что никогда раньше там не бывала! И что для меня там есть большой ресурс. И это касается далеко не только пения. А меня целиком — какой я могу быть, как могу по-разному ощущать себя и как по-разному двигаться по жизни.
Я почувствовала себя в тот момент как будто расколдованной от злых чар…
Вся эта история про голос и пение привела меня к важному понимаю: в нас есть все! Вопрос только в том, что именно для меня привычно и видимо в самой себе? Что я позволяю себе, а что нет? Какой я позволяю себе быть, а какой мне быть совсем непривычно, но хочется? А когда я вся сжимаюсь и не даю чему-то проявляться?
И это напрямую касается нашей с вами темы отношений с детьми.
Когда ко мне на консультацию приходит мама и говорит: «Мой ребенок очень агрессивный. Он не знает, что такое доброта», я задаю ей вопрос: «Зачем ему быть таким агрессивным? Что он защищает этим? Что хочет получить? И куда и от чего спряталась его доброта? И где тогда ее искать?»
Я думаю, что однозначно злых людей нет. Есть люди, которые просто не могут проявлять себя иначе. По каким-то причинам они не актуализировали, не нащупали, не узнали свою доброту, не познакомились с ней…
И наша родительская задача, по возможности, показать детям какими разными они могут быть и объяснить, от чего это зависит.
«Ты злишься сейчас, потому что ты устал. И ты хочешь, чтобы все ушли, а этого не происходит».
«Ты не хочешь делиться игрушками, потому что боишься их потерять, они тебе очень дороги, так?»
Когда мы говорим ребенку: «Ты пугливая», он воспринимает это как свою теперь единственную возможность быть. И с высокой вероятностью, эта пугливость еще больше закрепится и из пока просто знакомой реакции превратится в стойкий характер.
А когда мы говорим: «В той ситуации ты испугалась потому что….Знаешь, так бывает. Давай подумаем, что помогло бы тебе чувствовать себя смелее?», мы передаем ребенку такой посыл: «Ты можешь быть разной, и это зависит от тебя».
И тогда дети перестают делить мир на белое и черное, на плохих и хороших. Они начинают видеть мир во всей его многогранности, многоцветности, сложности, неоднозначности и красоте.
И начинают смелее выражать свое мнение, с бОльшим желанием пробовать разное, с бОльшим терпением и пониманием относиться к окружающим, легче переносить трудности и неудачи, активнее и увлеченнее жить, искать и находить свой путь.
А разве не об этом наши родительские мечты?!:)
Ваши статьи как компас для меня. Прочитаю и какое-то время на душе хорошо, светло и ясно, что и как делать. Благодарю!
Елена,спасибо огромное,за вашу помощь!Очень полезные советы!И для себя ,уже взрослой,делаю выводы!Спасибо!
Лена, тренинг просто супер! Я тоже полна эмоций. Я отправила тебе по почте письмо со своими результатами. B ощущаю, что это только начало, что тренинг засеял почву, а основные всходы еще впереди!
И спасибо за статью! как всегда прочитала на одном дыхании)) А голос у тебя и правда очень приятный.
Елена, спасибо большое за статью! Как всегда возвращаете правильный фокус.
Спасибо, очень хорошая статья!
Елена! Мне кажется, что Вы не просто психолог, а добрая и гармоничная натура. Возможно, что это результат самопознания и постоянного совершенствования, но как приятно читать Ваши советы и следовать доброму примеру!!! Спасибо Вам.
Я так рада новой весточке! Всегда жду Ваших рассылок! Замечательная статья! Хочеться быть хорошим родителем и помочь своим детям стать счастливыми.
Спасибо Елена !
Спасибо! Очень поучительно.
Спасибо!Очень хорошая статья.
Елена,благодарю Вас за умение видеть проблемы и так доступно учить нас ,родителей.воспитателей,принимать правильные решения ,а самое главное -понимать своего ребенка и себя..Все Ваши письма я читаю родителям.своим взрослым детям.Спасибо!
Елена, спасибо огромное! Живая и добрая статья еще одно напоминание… Пишите чаще, в потоке жизни мы часто забываем то, что знаем, а Ваши статьи еще и еще раз напоминают о главном. Спасибо!
Здравствуйте Елена Шевченко! Спасибо большое за статью, очень поучительно!
Елена! СПАСИБО ВАМ!!!! Вы лучик света в моей жизни! И каждая Ваша статья так помогает!!!! Спасибо Вам за то, что Вы делаете!!!
Елена, огромное Вам спасибо за Ваши статьи! Жду их с нетерпением и читаю с большим удовольствием. Они очень интересные и поучительные.
У меня такая же история с пением. Я пою только тогда, когда уверена, что никто меня не слышит. Мама, мой драгоценный, добрейшей души человек, однажды сказала, что мне мишка на ухе сплясал…Мне было лет 10…Сейчас я уверена в полнейшем отсутствии у меня музыкального слуха и голоса…
Спасибо вам за школу! Очень полезно послушать добрый совет!